Криптовалюты

«Библия» невзаимозаменяемых токенов: всё, что вам нужно знать о NFT

Невзаимозаменяемые токены (NFT) – это уникальные цифровые элементы, право собственности на которые управляется через блокчейн. В число примеров входят предметы коллекционирования, игровые элементы, цифровое искусство, билеты на мероприятия, доменные имена и даже записи о владении физическими активами.

Если вы имеете дело с криптовалютным миром уже достаточно давно, вам, вероятно, знаком термин «невзаимозаменяемый токен» или «NFT«. Вы можете верить в них, относиться скептически или даже не знать, что такое невзаимозаменяемые токены. В любом случае, эта статья написана для вас!

Как рынок для торговли NFT, IamForexTrader имеет уникальную позицию: мы видели почти все NFT-проекты, которые появились в интернете с конца 2017 года, когда был создан первый стандарт NFT. Мы даже готовы поспорить с вами на карту Gods Unchained, что мы слышали о любом проекте NFT и, вероятно, даже общались с его разработчиками!

Экосистема NFT – это сплочённая группа инноваторов: от обычных энтузиастов до разработчиков, геймеров, предпринимателей и художников. Для нас большая честь быть частью этого сообщества.

Задача этой статьи – предоставить вам углублённый обзор всех аспектов несменяемых токенов: технической структуры стандарта ERC721, истории NFT, распространённых заблуждений о NFT и текущего состояния рынка NFT. Мы надеемся, что это будет актуально как для новичков в данном пространстве, так и для тех, кто уже знает про NFT, но хочет лучше понять нюансы их внутренней работы.

Невзаимозаменяемые токены – что это такое

Невзаимозаменяемые активы – это наши обычные вещи. Необычными скорее являются взаимозаменяемые активы.

Большинство дискуссий о невзаимозаменяемых токенах начинаются с представления идеи взаимозаменяемости, которая определяется как «способность заменить другой идентичный элемент или быть заменённым таким элементом«. Мы считаем, что это звучит слишком сложно.

Чтобы лучше понять суть невзаимозаменяемых активов, просто подумайте о большинстве вещей, которыми вы владеете. Стул, на котором вы сидите, ваш телефон, ваш ноутбук – всё то, что вы можете продать на eBay. Всё это можно спокойно отнести в категорию невзаимозаменяемых вещей.

Оказывается, что на самом деле чем-то необычным скорее являются взаимозаменяемые активы. Валюта – классический пример взаимозаменяемого актива. Пять долларов – это всегда пять долларов, независимо от серийного номера конкретной пятидолларовой купюры или даже от того факта, что эти пять долларов лежат на вашем банковском счёте.

Возможность заменить пятидолларовую купюру другой пятидолларовой купюрой (или пятью однодолларовыми, если уж на то пошло) – именно это делает валюту взаимозаменяемой.

Обратите внимание, что понятие взаимозаменяемости относительно: в действительности оно применяется только при сравнении нескольких вещей. Например, рассмотрим билеты на самолёт бизнес-класса, эконом-класса и первого класса.

Каждый билет будет взаимозаменяем в пределах своего класса, но вы не можете обменять билет первого класса на билет бизнес-класса. Даже стул, на котором вы сидите, можно грубо заменить стулом той же модели, если только вы не выработали особую привязанность именно к своему стулу.

Интересно, что понятие взаимозаменяемости также может быть субъективным. Вернёмся к примеру с авиабилетом: человек, который любит сидеть в кресле у окна, а не у прохода, не будет считать два билета эконом-класса взаимозаменяемыми.

Точно так же редкая монета в 1 цент может стоить 1 цент для вас, но гораздо больше для коллекционера монет. Мы увидим, что некоторые из перечисленных нюансов очень важны при представлении этих элементов в блокчейнах.

Non-Fungible Tokens на основе блокчейна

Цифровые валюты существовали до появления криптовалют (например, баллы авиакомпаний, внутриигровые валюты), и точно так же у нас были невзаимозаменяемые цифровые активы с самого начала существования интернета.

Доменные имена, билеты на мероприятия, внутриигровые предметы, даже никнеймы в социальных сетях, таких как Twitter или Facebook, – это всё невзаимозаменяемые цифровые активы; они просто различаются по своей товарной ценности, ликвидности и совместимости.

И многие из них имеют огромную ценность: компания Epic Games заработала 2,4 млрд долларов выручки на продаже костюмов в своей бесплатной игре Fortnite только в 2018 году, рынок билетов на мероприятия, по прогнозам, в 2025 году достигнет уровня в 68 млрд долларов, и рынок доменных имен тоже продолжает уверенно расти.

У нас всех есть огромное количество цифровых вещей, мы просто никогда не владели ими по-настоящему.

Итак, мы выяснили, что у нас всех уже есть множество цифровых вещей. Но насколько мы «владеем» этими цифровыми вещами? Если цифровое владение означает только то, что вещь принадлежит вам, а не кому-то другому, то вы владеете этой вещью только в некотором смысле. Но если цифровая собственность довольно похожа на собственность в физическом мире (возможность свободно передавать или хранить неограниченно долго), то с цифровыми активами это не всегда так.

Скорее, вы владеете этими активами в определённых контекстах, и перемещение не всегда является возможным. Попробуйте продать скин для Fortnite на eBay, и вы столкнётесь со сложностью перевода цифровых активов от одного человека к другому.

И здесь на помощь приходит блокчейн! Блокчейны формируют координационный слой для цифровых активов, предоставляя пользователям право владения и управления. Кроме того, блокчейны добавляют невзаимозаменяемым активам несколько уникальных свойств, которые изменяют взаимоотношения пользователя и разработчика с этими активами.

Стандартизация

Традиционные цифровые активы – от билетов на мероприятия до доменных имен – не имеют единой формы в цифровом мире. Игры обычно представляют свои внутриигровые предметы коллекционирования совершенно иначе, чем системы продажи билетов на мероприятия.

Представляя невзаимозаменяемые токены в публичных блокчейнах, разработчики могут создавать общедоступные, поддерживающие многократное использование и возможность наследования стандарты для всех невзаимозаменяемых токенов. К этой категории относятся такие базисные элементы, как владение, передача и управление доступом.

Для более насыщенного отображения элементов внутри приложений могут быть добавлены дополнительные стандарты (например, спецификации отображения NFT).

Они похожи на другие строительные блоки цифрового мира, такие как форматы файлов JPEG или PNG для изображений, HTTP для запросов между компьютерами и HTML / CSS для отображения контента в интернете. Блокчейны добавляют ещё один слой, который даёт разработчикам совершенно новый набор базисных элементов, на которых можно создавать приложения.

Взаимная совместимость (интероперабельность)

Стандарты позволяют без проблем перемещать невзаимозаменяемые токены по нескольким экосистемам. Когда разработчик запускает новый проект, его NFT сразу же становятся доступны для просмотра внутри десятков различных кошельков, торгуются на рынках и с недавних пор даже отображаются внутри «виртуальных миров«.

Это возможно благодаря тому, что открытые стандарты позволяют создать ясный, последовательный, надёжный и эксклюзивный API для чтения и записи данных.

Торгуемость

Наиболее привлекательной особенностью, которая обеспечивается за счёт интероперабельности, является возможность свободной торговли на открытых рынках.

Впервые пользователи могут перемещать элементы за пределы их изначальной среды, а также на рынок, где они могут воспользоваться продвинутыми торговыми возможностями, такими как аукционы в стиле eBay, тендерные торги, пакетирование и возможность продавать за любые валюты, включая «стейблкоины« и валюты приложений.

В частности, для разработчиков игр торгуемость активов представляет собой переход от закрытой системы к открытой, свободной рыночной экономике. Разработчикам больше не нужно самостоятельно управлять каждой частью своей экономики: от предложения ресурсов до ценообразования и контроля над капиталом. Вместо этого они могут положиться на свободный рынок, который сделает всю тяжёлую работу!

Ликвидность

Мгновенная торгуемость невзаимозаменяемых токенов автоматически приводит к высокой ликвидности. Торговые площадки NFT могут быть ориентированы на самые разные аудитории (от хардкорных трейдеров до начинающих игроков), что позволяет расширить доступ к активам для широкого круга покупателей. NFT расширяют рынок уникальных цифровых активов точно так же, как бум ICO 2017 года породил новый класс активов в виде токенов с мгновенной ликвидностью.

Неизменяемость и доказуемый дефицит

Смарт-контракты позволяют разработчикам устанавливать жёсткие ограничения на поставку невзаимозаменяемых токенов и добавлять в них постоянные свойства, которые не могут быть изменены после выпуска NFT. Например, разработчик может запрограммировать создание только определённого количества каких-то редких элементов, сохраняя при этом бесконечное количество других, более распространённых элементов.

Разработчики также могут сделать так, чтобы какие-то свойства не изменялись с течением времени, прописывая их код на блокчейне. Это особенно интересно для создателей предметов искусства, которые в значительной степени опираются на доказуемую редкость оригинальных произведений.

Программируемость

Конечно, как и традиционные цифровые активы, NFT могут программироваться практически во всех аспектах. CryptoKitties (о которых мы поговорим позже) имеют уникальные свойства, которые определяются механикой размножения, прописанной непосредственно в контракте, представляющем этих цифровых кошек.

Многие из современных NFT имеют более сложную механику выпуска, такую как ковка, ручное изготовление, выкуп, случайная генерация и т. д. Данное пространство наполнено возможностями для дизайнеров.

Стандарты невзаимозаменяемых токенов

Стандарты – это один из компонентов, которые делают невзаимозаменяемые токены очень мощной штукой. Они дают разработчикам гарантию того, что активы будут вести себя определённым образом, а также описывают, как следует взаимодействовать с базовыми функциональными возможностями активов.

ERC721

ERC721 был создан разработчиками CryptoKitties и стал первым стандартом для представления невзаимозаменяемых цифровых активов. ERC721 – это стандарт смарт-контрактов Solidity, то есть, разработчики могут легко создавать новые совместимые с данным стандартом контракты, импортируя их из библиотеки OpenZeppelin.

На самом деле, ERC721 относительно прост: он обеспечивает сопоставление уникальных идентификаторов (каждый из которых представляет один актив) с адресами, которые представляют владельцев этих идентификаторов. Кроме того, ERC721 предоставляет эксклюзивный способ передачи этих активов с использованием метода transferFrom.

interface ERC721

{function ownerOf(uint256 _tokenId) external view returns (address);

function transferFrom(address _from, address _to, uint256 _tokenId) external payable;}

Если подумать, то эти два метода дают всё, что вам может понадобиться для представления NFT: способ проверки, кто чем владеет, и способ перемещения элементов. У стандарта есть несколько дополнений (которые иногда оказываются очень важными для рынков NFT), но ядро ERC721 довольно простое.

ERC1155

ERC1155, разработанный командой Enjin, привносит в мир NFT идею «полузаменяемости«. В случае ERC1155 идентификаторы представляют не отдельные активы, а классы активов.

Например, ID может представлять собой «мечи«, а в кошельке может содержаться 1000 таких мечей. В этом случае метод balanceOf возвращает количество мечей, принадлежащих кошельку, и пользователь может передать другому пользователю любое количество этих мечей, вызвав метод transferFrom с идентификатором «sword«.

interface ERC1155

{function balanceOf(address _owner, uint256 _id) external view returns (address);

function transferFrom(address _from, address _to, uint256 _id, uint256 quantity) external payable;}

Одним из преимуществ такого типа систем является эффективность: при использовании ERC721, если пользователь захочет передать кому-то 1000 мечей, ему нужно будет изменять состояние смарт-контрактов (вызывая метод transferFrom) для тысячи уникальных токенов.

При использовании ERC1155 разработчику нужно только один раз вызвать transferFrom с количеством 1000 и выполнить одну операцию передачи. Конечно, повышение эффективности происходит за счёт потери информации: проследить историю каждого отдельного меча у вас больше не получится.

Обратите также внимание, что ERC1155 предоставляет расширенный набор функций ERC721, то есть, любой актив ERC721 может быть построен с использованием ERC1155 (просто нужно будет указать отдельный идентификатор и количество 1 для каждого актива). Благодаря этим преимуществам мы недавно стали свидетелями роста популярности стандарта ERC1155. Недавно компания OpenSea открыла репозиторий на Github для начала работы со стандартом ERC1155.

Анатомия стандартов ERC20, ERC721 и ERC1155. ERC20 сопоставляет адреса с суммами, ERC721 сопоставляет уникальные идентификаторы с владельцами, а ERC1155 имеет встроенный механизм сопоставления идентификаторов с владельцами сумм.

Компонуемые элементы (сomposables)

Компонуемые элементы, представленные стандартом ERC-998, дают шаблон, с помощью которого NFT могут владеть как невзаимозаменяемыми, так и взаимозаменяемыми активами. В Mainnet было развёрнуто всего несколько компонуемых NFT, но мы считаем, что перспективы их использования могут быть невероятно интересными!

…»криптокошка» может владеть когтеточкой и кормушкой; тарелка может содержать некоторое количество взаимозаменяемых токенов «еды» (chow). При продаже «криптокошки» вы продаёте и всё её имущество.

Стандарты, не связанные с Ethereum

Хотя большая часть действий в настоящее время происходит на Ethereum, на других блокчейнах тоже работает несколько стандартов NFT. Проект DGoods, возглавляемый командой Mythical Games, работает над многофункциональным кросс-чейн стандартом, изначально основанным на блокчейне EOS. Проект Cosmos также разрабатывает модуль NFT, который может быть использован в качестве компонента Cosmos SDK.

Метаданные невзаимозаменяемых токенов

Как уже упоминалось, метод ownerOf представляет собой способ поиска владельца NFT. Например, отправив запрос ownerOf(1500718) по соответствующему смарт-контракту CryptoKitties, мы можем увидеть, что владельцем CryptoKitty #1500718 на момент написания статьи является аккаунт с адресом 0x6452… Чтобы это проверить, можно посмотреть их CryptoKitty на OpenSea или на CryptoKitties.co.

Каким же образом OpenSea и CryptoKitties определяют, как выглядит CryptoKitty #1500718? А как насчёт названия и уникальных атрибутов?

Вот тут-то и нужны метаданные. Метаданные предоставляют описательную информацию для ID конкретного токена. В случае CryptoKitties в метаданных записывается имя кошки, изображение, описание и все дополнительные признаки (называемые «кошачьи атрибуты» или «cattributes«). Если взять билеты на мероприятия, в метаданные входит дата события и тип билета, а также название и описание. Метаданные для вышеупомянутой кошки могут выглядеть примерно так:

name«: «Duke Khanplum«,

«image«: «https://storage.googleapis.com/ck-kitty-image/0x06012c8cf97bead5deae237070f9587f8e7a266d/1500718.png«,

«description«: «Хейя. Меня зовут герцог Ханплам, но я всегда верил, что являюсь реинкарнацией короля Генриха VIII.«}

Возникает вопрос о том, как и где лучше хранить эти данные, чтобы к ним могли получить доступ приложения, связанные с NFT.

На блокчейне или вне блокчейна

Первое решение – разработчик должен решить, где хранить метаданные: на блокчейне или вне блокчейна. То есть, встроить метаданные непосредственно в смарт-контракт, представляющий токены, или разместить их отдельно?

Метаданные на блокчейне

Преимущества представления метаданных на блокчейне заключаются в следующем
  1. они постоянно находятся вместе с токеном и не зависят от жизненного цикла любого приложения;
  2. они могут изменяться в соответствии с логикой блокчейна.

Пункт № 1 важен, если предполагается, что активы будут иметь долгосрочную ценность через много лет после их создания. Например, предполагается, что произведение цифрового искусства сохранится на протяжении веков, независимо от того, будет ли существовать оригинальный веб-сайт, который использовался для его создания. Поэтому важно, чтобы метаданные сохранялись на протяжении всего жизненного цикла идентификатора токена.

Кроме того, записанные на блокчейне алгоритмы могут нуждаться во взаимодействии с метаданными. Например, в случае CryptoKitties «генерация» Криптокошек влияет на то, как быстро они смогут размножаться, и всё размножение происходит на блокчейне (кошки более высокого уровня генерации размножаются медленнее). Таким образом, прописанные внутри смарт-контракта алгоритмы должны иметь возможность считывать метаданные из его внутреннего состояния.

Метаданные вне блокчейна

Несмотря на эти преимущества, из-за текущих ограничений хранения блокчейна Ethereum большинство проектов хранят свои метаданные вне основной цепочки. Поэтому в стандарт ERC721 включён метод под названием tokenURI, который разработчики могут использовать, чтобы сообщить приложениям, где находятся метаданные данного элемента.

function tokenURI(uint256 _tokenId) public view returns (string)

Метод tokenURI возвращает общедоступный URL-адрес. По этому адресу, в свою очередь, находится набор данных JSON, что-то вроде набора для CryptoKitties, показанного выше. Эти метаданные должны соответствовать официальному стандарту ERC721, чтобы их могли использовать такие приложения, как OpenSea.

Разработчики OpenSea хотят предоставить разработчикам возможность создавать насыщенные информацией метаданные, которые могут быть отображены внутри интерфейса рынка, поэтому они добавили к стандарту метаданных ERC721 расширения, позволяющие разработчикам прописывать такие вещи, как черты, анимация и цвета фона.

Решения, вынесенные за пределы блокчейна

Если вы хотите сохранить свои метаданные вне блокчейна, вам доступно несколько вариантов:

Централизованные сервера

Самый простой способ хранения метаданных – это централизованные сервера или облачные решения для хранения данных, такие как AWS.

Конечно, такой подход имеет свои недостатки
  1. разработчик может изменять метаданные по своему желанию;
  2. если проект будет закрыт, метаданные могут исчезнуть из своего источника.

Чтобы устранить проблему № 2, некоторые из сервисов (включая OpenSea), кешируют метаданные на собственных серверах, чтобы гарантировать их доступность пользователями, даже если оригинальный хостинг прекратит существование.

IPFS

Для хранения метаданных за пределами блокчейна всё большее число разработчиков, особенно в области цифрового искусства, используют «Межпланетную файловую систему« (InterPlanetary File System, IPFS). IPFS – это пиринговая система хранения файлов, которая позволяет размещать контент на разных компьютерах, так что файл дублируется во множестве различных локаций.

Это гарантирует, что
  • метаданные останутся неизменными, поскольку они имеют уникальный хеш;
  • до тех пор, пока существуют ноды, готовые разместить данные, эти данные будут сохраняться.

В настоящее время существуют такие сервисы, как Pinata, которые занимаются упрощением этого процесса для разработчиков, обрабатывая инфраструктуру для развертывания и управления нодами IPFS, а новая сеть Filecoin (теоретически) добавит поверх IPFS ещё один слой, чтобы стимулировать владельцев нод к предоставлению места для файлов.

История невзаимозаменяемых токенов (2017 – 2020)

Теперь, когда мы понимаем, что такое невзаимозаменяемые токены и как они создаются, давайте разберёмся в том, как они появились.

– 0 BC: до «рождества Криптокошек«

Эксперименты с NFT начались с появления «цветных монет« в сети Биткоин. Одними из первых были Rare Pepes, изображения персонажа Pepe the Frog, основанные на системе контрагентов Bitcoin. Некоторые из них продавались на eBay, а позже набор Rare Pepes был продан на настоящем аукционе в Нью-Йорке.

Первым экспериментальным NFT на основе Ethereum был проект CryptoPunks, который состоял из 10 000 уникальных коллекционных «панков«, каждый из которых имел набор уникальных характеристик. Проект CryptoPunks был создан Larva Labs и представлял собой блокчейн-рынок, который можно было использовать с такими кошельками, как MetaMask, что снижало барьеры для начала взаимодействия с NFT.

Сегодня, учитывая их ограниченный объём предложения и отношение среди сообщества ранних последователей, «криптопанки» могут считаться лучшими кандидатами на звание настоящего цифрового антиквариата. Кроме того, тот факт, что «панки» находятся в сети Ethereum, делает их совместимыми с множеством рынков и кошельков (хотя и немного меньшим количеством, чем более новые активы, поскольку они появились раньше стандарта ERC721).

Читайте также Как осуществляется стекинг Ethereum

0 BC: «рождество Криптокошек«

CryptoKitties – первый проект, который вывел NFТ в мейнстрим. CryptoKitties, запущенные в конце 2017 года на хакатоне ETH Waterloo, представляли собой примитивную блокчейн-игру, которая позволяла пользователям разводить цифровых кошек, выводя экземпляры различной редкости. Кошки «генерации 0» продавались на голландском аукционе по снижающейся цене, и новых кошек также можно продавать на вторичном рынке.

Хотя некоторые члены игрового сообщества позже назвали CryptoKitties «недо-игрой«, команда на самом деле сделала довольно много для создания игровой механики на блокчейне, учитывая его конструктивные ограничения. Во-первых, они создали блокчейн-алгоритм выведения, скрытый внутри смарт-контракта с закрытым исходным кодом, который определял генетический код кошки.

Этот код, в свою очередь, определял её «кошачьи атрибуты» (cattributes). Команда CryptoKitties даже обеспечила случайность выведения с помощью сложной системы стимулирования и предусмотрительно зарезервировала несколько кошек для последующего использования в качестве рекламных инструментов.

Наконец, они первыми использовали контракт голландского аукциона, который впоследствии стал одним из основных механизмов определения цен для NFT. Замечательный дар предвидения команды CryptoKitties дал пространству NFT серьёзный толчок в самом начале его существования.

Мы думаем, что «вирусность» CryptoKitties можно свести к следующему:

Спекулятивная механика

Механика разведения «Криптокошек» и торговли ими создаёт ясный путь к получению прибыли: купить пару котят, вывести с их помощью более редкую кошку, продать её, а потом повторить (или просто купить редкую кошку и надеяться, что кто-то придёт и купит её за более высокую сумму).

Это подпитывало рост сообщества «заводчиков«: пользователей, которые занимались разведением и перепродажей редких кошек. Пока новые пользователи приходят и играют в игры, цены будут расти.

В разгар мании CryptoKitties достигли объёма почти в 5000 ETH, а кошка по имени Founder Cat #18 была продана за 253 ETH (110 000$ на момент продажи). Позже этот результат был улучшен продажей кошки Dragon за 600 ETH, что в то время составляло 170 000$ (сентябрь 2018 года), хотя многие предполагают, что продажа этой кошки была нечестной. Эти высокие цены привлекли в «золотую лихорадку» ещё больше пользователей.

Вирусная история

Ещё одной важной частью успеха CryptoKitties была история. CryptoKitties были очаровательны, доступны и забавны – и идея покупки «цифровой кошки» за 1000$ казалась настолько абсурдной, что превратилась в отличный сенсационный сюжет. Кроме того, чрезмерная активность пользователей смарт-контракта привела к «поломке Ethereum«, что само по себе создало интересную историю.

Поскольку сеть Ethereum может одновременно обрабатывать только ограниченное количество транзакций (около 15 транзакций в секунду), повышение нагрузки на пропускную способность сети привело к росту пула отложенных транзакций и увеличению цен на газ. Среднесуточное количество отложенных сделок выросло с 1500 до 11 000. Новые потенциальные покупатели кошек платили астрономические суммы и часами ждали подтверждения своих транзакций.

Эти факторы привели к формированию «пузыря CryptoKitties«: появился новый спрос, цены выросли, и рост цен привел к дальнейшему повышению спроса. Конечно, все пузыри в конце концов лопаются. В начале декабря средние цены на «котят» начали падать, и объём тоже снизился.

Многие понимали, что игровой процесс CryptoKitties, который был довольно примитивным по сравнению с «реальными играми«, не удержит более широкую аудиторию, в которую не входят спекулянты. Как только новизна сошла на нет, рынок упал. Сегодня CryptoKitties за неделю даёт объём примерно в 50 ETH.

2018: ажиотаж, игры типа «Горячие картофелины» и уровень 2

Несмотря на спад рынка, первые дни CryptoKitties стали волшебным моментом для многих. Впервые команде удалось развернуть на блокчейне нефинансовое приложение, которое пробилось в технологический мейнстрим, хотя и всего на несколько недель. После CryptoKitties сектор NFТ пережил второй небольшой цикл ажиотажа в начале 2018 года, когда инвесторы и предприниматели начали думать о новом способе владения цифровыми вещами.

Игры и возможности Уровня 2

Период после CryptoKitties ознаменовался появлением инновационных игр «второго уровня«, которые были построены на основе «Криптокошек» сторонними разработчиками, не имеющими отношения к оригинальной команде CryptoKitties. Магия заключается в том, что новые функции можно было разрабатывать «без всяких ограничений«: разработчики просто накладывали свои собственные приложения поверх общедоступного смарт-контракта CryptoKitty.

В каком-то смысле, CryptoKitties смогли прожить ещё одну жизнь вне своей первоначальной среды обитания. Kitty Race, например, позволяла пользователям соревноваться друг с другом своими «Криптокошками» и получать призы в ETH, а KittyHats позволяла украшать кошек шляпами и картинами.

Позже проект Wrapped Kitties объединил «Криптокошек» и DeFi, позволив превратить цифровых животных во взаимозаменяемые токены ERC20 для торговли на децентрализованных биржах, что привело к разным интересным последствиям для рынка «Криптокошек«. Dapper Labs (компания, недавно основанная создателями CryptoKitties) приняла эти проекты, включив их в «Кошачью вселенную» (KittyVerse).

Читайте также Обзор Yearn Finance: инструмент для максимизации прибыли от DeFi

Игры типа «Горячая картофелина«

В этот период также появились игры типа «Горячая картофелина«. Если вы уже знаете, что такое «Горячая картофелина«, то вы настоящий представитель «старой гвардии» NFT. В январе 2018 года была запущена игра под названием CryptoCelebrities. Её механика работала очень просто. Сначала вы покупаете коллекционную карточку NFT какой-то знаменитости.

Сразу же появляется возможность продать знаменитость за более высокую цену, на несколько процентов выше предыдущей цены. Когда кто-то покупает вашу знаменитость, вы получаете разницу между вашей ценой покупки и новой ценой покупки (за вычетом платы разработчика). Пока есть кто-то, кто готов купить вашу карточку, вы можете получить прибыль. Но если вы оказываетесь последним держателем карточки, вы будете в убытке.

Игра CryptoCelebrity оказалась невероятно вирусной из-за этой спекулятивной механики, и таких знаменитостей, как Дональд Трамп, продавали по астрономически высоким ценам (123 ETH, или 137 тысяч долларов в то время). Хотя CryptoCelebrity могла повредить этому сектору в целом, мы на самом деле думаем, что эксперименты с ценообразованием и аукционной механикой представляют огромный потенциал для дизайна новых NFT.

Интерес венчурных капиталистов

Венчурный капитал и криптовалютные фонды также заинтересовались сферой NFT в начале 2018 года. CryptoKitties получили от инвесторов высшего уровня 12 млн долларов, а в ноябре ещё 15 млн долларов. Rare Bits, основанная соучредителями Farmville, в начале 2018 года собрала 6 млн долларов, и студия блокчейн-игр Lucid Sight тоже привлекла 6 млн долларов. Немного позже Forte собрала 100 млн долларов на блокчейн-игры в Ripple.

Компания Immutable (стоящая за Gods Unchained) привлекла 15 млн долларов от Naspers Ventures и Galaxy Digital. Mythical Games провела раунд финансирования на 19 миллионов долларов под руководством Javelin Venture Partners для флагманской игры Blankos Block Party на базе EOS.

OpenSea провела скромный начальный раунд и получила стратегические инвестиции для дальнейшего развития своей стратегии построения общего открытого рынка. Большое спасибо всем инвесторам!

2018 – 2019: возврат к разработке

После небольшого цикла хайпа в начале 2018 года проекты NFT успокоились, и люди вернулись к разработке. Такие команды, как Axie Infinity и Neon District, начавшие работать вскоре после CryptoKitties, удвоили свои сообщества энтузиастов. Сайт NonFungible.com запустил платформу отслеживания для рынков NFT и закрепил термин «невзаимозаменяемый токен» в качестве основного термина для описания нового класса активов.

Цифровое искусство

Примерно в это же время NFT начали интересовать представителей мира искусства. Цифровое искусство оказалось естественной сферой применения для невзаимозаменяемых токенов.

Основным элементом, делающим физические произведения искусства ценными, является способность доказать право собственности на произведение и выставить его на всеобщее обозрение. То же самое и в цифровом мире. Группа цифровых художников приступила к экспериментам.

Появились также платформы цифрового искусства. Проекты SuperRare, Known Origin, MakersPlace, and Rare Art Labs разработали платформы для публикации и поиска различных произведений.

Некоторые художники, такие как JOY и Josie, развернули собственные смарт-контракты, создав настоящие бренды в этом пространстве. Cent, социальная сеть с уникальной системой микроплатежей, стала популярным сообществом для людей, которые обсуждают криптоискусство и делятся им.

«Tune In» от Josie, произведение криптоискусства, которое было продано за 6 ETH на OpenSea.

Платформы для чеканки NFT

Платформы для чеканки облегчают процесс создания NFT для любого человека, независимо от того, обладает ли он навыками разработки и развертывания смарт-контрактов. Mintbase и Mintable предлагают инструменты, предназначенные для того, чтобы обычные люди могли легко создавать свои собственные NFT.

Платформа Kred позволяет влиятельным людям легко создавать визитные карточки, предметы коллекционирования и купоны. Kred также ведёт совместную работу с Консенсусной конференцией CoinDesk по созданию цифровых NFT-элементов «Swag Bag» для участников.

Проект под названием Marble Cards представил интересное предложение, где пользователи могут создавать уникальные цифровые карты на основе любого URL-адреса через процесс под названием «мраморизация» (marbling). При этом выполняется автоматическая генерация уникального дизайна и изображения на основе содержимого URL-адреса, что могло вызвать неоднозначную реакцию в мире цифрового искусства из-за самой сути «мраморизации«.

Владельцы традиционных IP тоже проявляют интерес

После CryptoKitties владельцы традиционных IP тоже предприняли несколько попыток входа в пространство крипто-коллекционирования. Представители MLB работали над совместным проектом с Lucid Sight с целью выпуска MLB Crypto, бейсбольной блокчейн-игры, в апреле 2018 года. Руководство Формулы-1 в партнерстве с Animoca Brands выпустила проект F1DeltaTime, где была зарегистрирована продажа цифрового автомобиля 1-1-1 за 100 тысяч долларов через OpenSea.

Компания Star Trek выпустила набор кораблей для игры Lucid Sight CryptoSpaceCommanders. Кроме того, в интернет вышло несколько лицензированных компаний по созданию футбольных коллекционных карточек, включая Stryking и SoRare.

Совсем недавно компания Panini America, один из крупнейших продавцов физических предметов коллекционирования, представила коллекционную карточку на основе блокчейна. MotoGP также сотрудничает с Animoca над разработкой блокчейн-игры.

Япония лидирует

Японские разработчики игр являются лидерами в создании более продвинутого пользовательского геймплея, привлекая внимание ранних пользователей. Недавно вышла MyCryptoHeroes, RPG со сложной внутриигровой экономикой, которая продолжает возглавлять чарты DappRadar.

MyCryptoHeroes является одной из первых игр, где защищённое блокчейном право собственности объединено с достаточно сложным игровым процессом, реализованным вне блокчейна. Пользователи могли использовать своих героев внутри игры, а затем переводить их на блокчейн Ethereum, чтобы продать на вторичных рынках.

Виртуальные миры расширяются

Новые проекты виртуальных миров, основанных на блокчейне, выпустили NFT для владения землей и внутренними активами. Проект Decentraland, который собрал 25 млн долларов в ICO своего токена MANA, начал продажу участков земли на 10 млн долларов в своей метавселенной виртуальной реальности.

NFT Decentraland, которые называются LAND, показали больший объём торгов, чем любые другие NFT на протяжении большей части 2018 года. Проект Decentraland уже дошёл до открытой бета-версии с некоторыми довольно перспективными ранними предложениями, такими как гоночная игра Battle Racers, в которую можно играть внутри мира.

Cryptovoxels, ещё один проект виртуального мира, использовал несколько более скромный подход. CryptoVoxels начинался в середине 2018 года как проект с очень простым интерфейсом webVR и одним разработчиком, и его вселенная постепенно расширяется, так как разработчики стараются не продавать больше земли, чем требует спрос. Сегодня CryptoVoxels имеет объём более 1700 ETH, и средняя цена участков земли неуклонно растёт.

Музей цифрового искусства во вселенной CryptoVoxels. Можно посетить по этой ссылке.

Самая интересная опция CryptoVoxels (а также Decentraland) – это возможность показать свои NFT внутри мира. Энтузиасты коллекционирования уже создали музеи CryptoKitties, художественные галереи «киберпанков«, календарь NFT, башни с лучшими проектами NFT и магазины, где вы можете приобрести аксессуары для своего аватара.

Популярность среды CrypoVoxels быстро растёт среди цифровых художников, и особенно среди пользователей новой контент-платформы Cent, ориентированной на крипто-сообщество. Некоторые художники даже создают свои собственные валюты или «социальные деньги«, используя приложение Roll, которое позволяет легко создавать новые токены ERC20. Таким образом, они выставляют свои произведения искусства на продажу за свою же валюту.

Есть и другие проекты виртуальных миров, в том числе Somnium Space, а также High Fidelity от создателей Second Life. Команда Sandbox недавно запустила продажу земли для своей похожей на Roblox вселенной, предназначенной для расширения возможностей разработчиков и создателей контента. Это одна из самых ожидаемых блокчейн-игр.

Компания Enjin, которая собрала 75 041 ETH в своём ICO в конце 2017 года, тоже существенно расширила свою игровую экосистему игр, основанную на стандарте ERC1155. Одним из основных ценностных предложений Enjin является способность легко переносить предметы из одной игры в другую.

Например, команда Enjin выпустила «универсальный» (не ограниченный конкретной игрой) топор Oindrasdain. Forgotten Artifacts добавили этот топор в оружейный арсенал своей игры, что является стимулом для привлечения игроков, которые уже владели им.

Игры с коллекционными карточками

Игры с коллекционными карточками с самого начала казались естественной сферой применения для NFT. Физическая карточная игра Magic the Gathering – это гораздо больше, чем просто игра. Это целая экономика с десятками партнёрских сайтов и рынков для покупки, продажи и обмена.

Хотя цифровые эквиваленты Magic, такие как Hearthstone, теоретически могли бы построить свои внутриигровые рынки, такая попытка потребовала бы много усилий и не обязательно пошла бы на пользу их бизнес-моделям продажи новых наборов карт. Блокчейн позволяет мгновенно создавать вторичные рынки, способные работать за пределами игр.

После предварительной продажи карт на 5 млн долларов компания Immutable выпустила Gods Unchained, самую раскрученную блокчейн-игру на современном рынке. Эта игра привлекла к себе внимание, когда команда цифровой карточной игры Hearthstone забанила одного из своих профессиональных игроков за участие в политическом протесте в Гонконге. Gods Unchained сделали следующее заявление:

Команда Gods Unchained «заблокировала» карты (одна из опций в основной функциональности ERC721) на длительный период времени до начала игры. В течение этого времени сторонние торговые площадки позволяли пользователям выставлять карты на продажу, но на самом деле их нельзя было купить, так как они не поддерживали возможность передачи. В ноябре, когда карты были разблокированы, рынок Gods Unchained открылся, и объём торгов превысил 1,3 млн долларов.

Несколько других проектов карточных игр тихо набирают сообщества преданных последователей. Игра Skyweaver от Horizon Games в начальном раунде собрала 3,75 млн долларов от Initialized и выпустила свою публичную бета-версию, Epics стала первой киберспортивной коллекционной картой на основе блокчейна, а CryptoSpells – игра из Японии – лидировала на японском рынке коллекционных карт.

Децентрализованные сервисы присвоения имён

Третьим по величине «классом активов» NFT (после игр и произведений цифрового искусства) являются сервисы присвоения имён, аналогичных доменным именам типа «.com«, но основанных на децентрализованной технологии.

Служба имен Ethereum (Ethereum Name Service), начавшая работать в мае 2017 года и финансируемая Ethereum Foundation, имела оборот в 170 000 ETH с 2017 по 2018 год (монеты блокируются в контракте, пока участник владеет доменным именем). В мае 2019 года команда обновила смарт-контракт ENS, чтобы он стал совместимым с ERC721, то есть, теперь доменные имена можно продавать на открытых рынках NFT.

В октябре наша команда совместно с ENS провела аукционы по шести именам персонажей, используя механизм английского аукциона. Всего было подано 50 355 заявок на 7670 имён. Общая стоимость всех выигрышных предложений составила 5698,97 ETH.

Недавно на сцену вышел проект Unstoppable Domains с более венчурным подходом к децентрализованным системам присвоения имён. Данный сервис привлёк 4 млн долларов в раунде финансирования Серии А от Draper Associates и Boost VC. Недавно Unstoppable Domains выпустил доменное имя .crypto в качестве актива ERC721, хотя первоначально проект был основан на блокчейне Zilliqa.

Команда Kred работает над NFT, совместимыми как с ENS, так и с DNS. Хранение токена Kred Domain в кошельке предоставляет вам доступ к управлению доменным именем как в системе DNS (ссылка на веб-сайт), так и в системе ENS (ссылка на кошелёк или контракт).

Другие эксперименты

Хотя большинство экспериментов в NFT были связаны с коллекционированием и играми, в интернет постепенно выходят и другие варианты использования. NFT.NYC и Token Summit продают билеты на свои мероприятия в виде NFT, а команда Coin.Kred выпустила «NFT swag bag» для своего мероприятия. Биржа Binance недавно приступила к выпуску праздничных коллекционных предметов, а Microsoft выпустила значки Azure Heroes для участников экосистемы Azure.

NFT.NYC 2019, первое крупное мероприятие на тему NFT в Северной Америке, собрало почти 500 участников и более 80 спикеров на знаменитой Таймс-сквер в Нью-Йорке, где обсуждалась формирующаяся экосистема NFT.

Crypto Stamp (проект Австрийской почтовой службы) предлагал покупателям официальных почтовых марок удобный путь в мир цифровых предметов коллекционирования. На каждой физической марке была секция с непрозрачным стирающимся покрытием. Под стирающимся покрытием покупатели могли найти приватный ключ, содержащий небольшое количество ETH и цифровой аналог физической марки, который затем можно было выставить на продажу на OpenSea.

Проект был особенно интересен тем, что он связывал дефицитное предложение цифрового актива с полезным физическим активом и привлекал сообщество традиционных коллекционеров.

Dapper Labs, создатели CryptoKitties, запустили турнирную игру под названием CheezeWizards. Интересно, что в этой игре произошёл хард-форк, который привёл к существованию «непастеризованных» и «пастеризованных» волшебников из-за ошибки в смарт-контракте.

Благодаря сложному игровому процессу, реализованному на блокчейне, проект подчеркнул необходимость большей стандартизации метаданных NFT, возможности обновления контрактов и обеспечения актуальности информации на аукционах при изменении основных атрибутов торгуемых элементов.

Жертвы и реанимационные мероприятия

Прошедшие годы не обошлись без жертв. Почти все игры типа «Горячая картофелина» из начала 2018 года уже мертвы (хотя активы всё ещё доступны для просмотра на OpenSea). Некоторые из этих проектов были возвращены к жизни членами сообщества. Например, CryptoAssault и Etheremon (ныне Ethermon) сейчас разрабатываются сообществами. Была также неудачная попытка вернуть к жизни CryptoCelebrities в форме игры по выведению знаменитостей.

Мифы о невзаимозаменяемых токенах

Итак, мы рассмотрели данный сектор со всех сторон, а давайте поговорим о распространённых заблуждениях.

Дефицит стимулирует спрос

В первые дни существования экосистемы невзаимозаменяемых токенов существовало убеждение, что пользователи будут думать о доказуемой дефицитности NFT и поспешат купить их только из-за того, что они находятся на блокчейне. Как оказалось, спрос определяется более традиционными факторами: полезностью и происхождением.

Что такое «полезность«, всем понятно: вы готовы купить билет NFT, потому что он позволяет попасть на конференцию, вы купите произведение искусства, если его можно показать в виртуальном мире, и вы можете купить игровой предмет, если он даёт особые способности в игре. Концепция происхождения включает в себя историю, лежащую в основе NFT.

Где он появился? Кто владел им в прошлом? По мере взросления сектора истории интересных NFT становятся всё более сложными и начинают оказывать значимое влияние на ценность токенов.

Смарт-контракты позволяют активам существовать вечно

Было также убеждение, что сам факт наличия развёрнутого смарт-контракта гарантирует вечное существование актива. При этом упускается из виду тот факт, что существуют и другие структурные единицы (веб-сайты, мобильные приложения), которые служат порталами для взаимодействия обычных пользователей с этими активами.

Если эти порталы исчезнут, активы потеряют большую часть своей стоимости. Конечно, в будущем децентрализованные приложения могут быть развернуты полностью с использованием распределённых технологий, но пока мы живем в мире гибридных систем.

Абстрагируя блокчейн, можно решить все проблемы

В 2018 и 2019 годах некоторые проекты использовали подход «абстрагирования блокчейна«, скрывая от пользователей всю механику NFТ и предоставляя им онлайн-кошелёк с аутентификацией по имени пользователя и паролю. Это был интересный подход, поскольку он позволял использовать тот же оптимизированный опыт адаптации новых пользователей, что и централизованные приложения.

Проблема заключалась в том, что терялась взаимная совместимость с экосистемой NFT (виртуальные миры, кошельки, рынки). Оказалось, что проекты, которые связаны с существующей экосистемой NFT и жертвуют некоторым удобством использования в краткосрочной перспективе, как правило, являются более привлекательными для сообщества ранних последователей.

Рынок невзаимозаменяемых токенов

Текущий размер рынка

Рынок невзаимозаменяемых токенов всё ещё довольно мал, и его сложнее измерить, чем рынок криптовалют, учитывая отсутствие спотовых цен на активы. Для данного анализа мы акцентируем внимание на вторичном торговом объёме (т. е. на пиринговых продажах невзаимозаменяемых токенов), и будем использовать его в качестве индикатора размера рынка.

Используя этот показатель, мы оцениваем текущий объём вторичного рынка примерно в 2-3 млн долларов США в месяц. В течение последних шести месяцев лидерами были следующие проекты:

Рост рынка

Количество пользователей NFT, определяемое по количеству передач, заявок, покупок или продаж. Рынок ещё очень молод, но неуклонно растёт.

После пузыря CryptoKitties в конце 2018 года количество уникальных счетов, взаимодействующих с NFТ, медленно но неуклонно растёт: с ~8500 счетов в феврале 2018 года до более чем 20 000 в декабре 2019 года. Рынок, по-видимому, управляется группой опытных пользователей.

На OpenSea медианный продавец продавал активы на сумму 71,96$, в то время как у среднего продавца эта сумма составляет 1178$, что указывает на большое количество продавцов с большим капиталом. Обратите внимание, что крупные счета, такие как официальные игровые аккаунты, действительно увеличивают средний показатель. Средний покупатель OpenSea покупает активов на сумму 943,81$, а медианный покупатель – на 42,72$.

На OpenSea медианный продавец продавал активы на сумму 71,96$, в то время как у среднего продавца эта сумма составляет 1178$, что указывает на большое количество продавцов с большим капиталом.

Учитывая молодость сектора, лучший способ измерить рост рынка – это посмотреть на опережающий индикатор: интерес разработчиков к этому пространству. За последний год количество контрактов ERC721 выросло в геометрической прогрессии, так как в пространство входят новые разработчики – в июне 2019 года их число достигло тысячи.

СтатистикаСтоимость
Количество покупателей за неделю (расчётное)1500
Количество покупок за неделю (расчётное)18000
Среднее количество покупок на одного пользователя (расчётное)12

Механизмы реализации

В настоящее время NFT продаются в основном за ETH на децентрализованных биржах. Удивительно маленький объём торговли происходит в «стейблкоинах«, таких как DAI или USDC, вероятно, из-за сложности приобретения таких монет.

Голландские аукционы и продажи по фиксированным ценам часто используются для элементов с более низкими ценниками, в то время как английские аукционы (в стиле eBay) выбираются для элементов с более крупными ценниками, таких как самые дорогие карты Gods Unchained или легендарные игровые компоненты.

Объединение в пакеты также является очень популярным механизмом продажи, причём процент продаж пакетов неуклонно растёт – в декабре этого года зафиксировано увеличение на 20%.

Распределение NFT

Возникает вопрос: в чём может заключаться пересечение между различными проектами NFT? Какими являются сообщества проектов: относительно изолированными (игроки Gods Unchained играют только в Gods Unchained) или между сообществами существует большая конкуренция? Может ли любитель CryptoKitties также быть владельцем домена ENS и участником экосистемы цифрового искусства?

Схема сети NFT на основе необработанных данных от ~400 000 адресов на OpenSea.

Takens Theorem – анонимный, но очень дружелюбный твиттер-аккаунт с фантастическими анализами блокчейн-экосистемы (настоятельно рекомендуем подписаться!), провёл анализ пересечений между различными сообществами NFT. Выше приведена схема сети, основанная на необработанных данных примерно 400 000 адресов на OpenSea. На внешнем кольце каждая сеть состоит из адресов, которые точно владеют одним типом NFT.

Количество изображенных узлов представляет собой количество узлов в данных — например, тысячи адресов владеют только «Криптокошками«. Размеры узлов зависят от того, каким количеством активов они владеют.

В Gods Unchained вы можете видеть, что многие адреса владеют большим количеством карт (целыми колодами!). Светло-серые узлы, соединяющие проекты NFT, показывают явные модели совместного владения. Есть тысячи адресов, которые владеют двумя игровыми NFT, что показано с правой стороны общей картины.

Но есть и другие варианты совместного владения: например, Cryptovoxels и Decentraland, а также ENS и многие другие проекты, о чём свидетельствуют связи, разветвляющиеся между различными узлами.

Статьи по теме
ИнвестированиеКриптовалюты

Что такое доходное фермерство?

Содержание1 Введение в новый тренд криптовалютной сферы2 Как работает «yield farming«2.1 Для получения прибыли инвесторы используют разные стратегии3 Как рассчитывается доходность4 Риски…
КриптовалютыОбзоры криптовалют

Обзор Stellar Lumens: сеть, которая продвигает микро-платежи

Содержание1 Что такое Stellar2 Сеть Stellar3 В чём уникальность Stellar3.1 Технологии Stellar4 Как работает Stellar5 Сравнение Stellar и Ripple6 Команда Stellar7 Известные…
ИнвестированиеКриптовалютыОбзоры криптовалют

Инвестирование в TRON (TRX) – всё, что вам необходимо знать

Содержание1 Что такое TRON (TRX)2 История TRON (TRX)2.1 ICO TRON (TRX)2.2 Делегированный Proof of Stake (DPoS)2.3 Стекинг TRON (TRX)2.4 Отличия DPoS от…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *