Прогноз по GameFi: станет ли игровой сегмент крупнее DeFi


Что представляют собой децентрализованные финансовые сервисы и блокчейн-игры
Децентрализованные финансы призваны заменить централизованных посредников в финансовом секторе. Общая идея состоит в том, чтобы вместо банка обойтись смарт-контрактом, гарантирующим, что обе стороны сделки будут играть по правилам. Соответственно, благодаря этим смарт-контрактам сокращаются расходы на посредника. Наиболее ясно это видно на примере займов и кредитов. Так, если вы совершите банковский вклад, вы почти не получите дохода, в то время как банк будет зарабатывать на ваших активах, ссужая их.
С помощью же децентрализованных финансовых сервисов вы можете одалживать свои активы в рамках одноранговой транзакции и напрямую получать полноценные проценты. Всё потому, что ставки там формируются реальным спросом, а не центробанком. Ещё одним широко используемым вариантом этих сервисов являются децентрализованные биржи, вроде Uniswap, где можно обменивать активы, не полагаясь на централизованного посредника, такого как брокер.
В настоящее время они используются в основном для обмена одной криптовалюты на другую; однако канадский бизнесмен Кевин О’Лири упомянул в своём интервью, что все валютные рынки могут в перспективе быть заменены на децентрализованные, чтобы стать менее затратными и более эффективными. Если вы хотите узнать больше о децентрализованных финансовых сервисах, то можете начать с этого видео на канале Coin Bureau.
Вот ещё одно хорошее видео на эту тему (скриншот из YouTube)
Блокчейн-игры во многом напоминают децентрализованные финансовые сервисы, но существенное их отличие заключается в том, что они являются, собственно, играми. Начать следует с того, что все игры, имеющие некую экономическую составляющую могут формально быть отнесены к сфере электронных финансов. И кто-то даже будет настаивать на том, что такого рода игры появились гораздо раньше блокчейна и криптовалют. Однако проблема состоит в том, что пока вы не владеете внутриигровыми активами в таких играх, правообладатели не разрешат вам их продавать.
В свою очередь, рынки, сформировавшиеся вокруг продажи таких предметов, известны своей низкой ликвидностью и во многих случаях ненадёжностью. Всё изменилось с приходом криптовалют и невзаимозаменяемых токенов. На примере популярности таких проектов, как Axie Infinity, становится ясно, что блокчейн-игры — это всерьёз и надолго. Хотя формально, конечно, сектор финансового рынка, связанный с видеоиграми, нельзя свести к одним лишь блокчейн-играм.
Что из них выгоднее
При сравнении двух проектов и их популярности на первый план часто выступают два аспекта — деньги и количество пользователей. Давайте начнём с денег, т.е. с того, сколько в них вложено и сколько может быть получено. Напрашивается простой ответ: децентрализованные финансовые сервисы будут доминировать на рынке, поскольку по определению призваны уничтожить банки и всех других финансовых посредников.
Однако, независимо от вашего оптимизма в отношении криптовалют, следует понимать, что это не произойдёт одномоментно. Так что следует задуматься над тем, какой объём капитала способна реально сконцентрировать каждая из этих отраслей. Здесь, правда, тоже возникают вопросы. В первую очередь, где именно проходит грань между ними?
Есть один непонятный момент, на котором следует остановиться поподробнее. Представим, например, что блокчейн-игра The Sandbox вдруг стала полностью децентрализованной. В настоящий момент в этой игре можно покупать и арендовать землю, использовать свои невзаимозаменяемые токены и многое другое. Так вот, если какой-нибудь игрок купит землю через децентрализованную платформу (скажем, OpenSea) и начнёт сдавать её в аренду компаниям или частным лицам, желающим вести на ней бизнес (опять же через децентрализованный сервис, использующий смарт-контракты), не превратится ли тогда сама игра в децентрализованную платформу?
Или всё-таки игра останется игрой, несмотря на все функции, присущие таким платформам, поскольку формат остался прежним? По-видимому, эта проблема сугубо терминологическая, поскольку главное, чтобы сохранялась сама возможность зарабатывать деньги в игре. Нелегко сравнивать эти два типа проектов, не уловив чёткой границы между ними. Однако мы имеем то, что имеем.
Перед вами компания по продаже исключительно виртуальной недвижимости в метавселенной. Не ожидали такого увидеть? (изображение взято с веб-сайта Metaverse Property)
Ещё одна проблема — проблема критерия. Популярность децентрализованного финансового сервиса принято оценивать общим объёмом заблокированных средств (TVL), в то время как о блокчейн-игре часто судят по объёму транзакций. Попытаемся разобраться во всём этом, применив для начала первый критерий. Согласно статье агентства «Bloomberg» этот совокупный показатель пяти лучших децентрализованных приложений составил 130 млрд долл. США, в то время как пять лучших блокчейн-игр могут похвастаться лишь 14 млрд долларов.
Понятно, что децентрализованные платформы имеют преимущество в этом отношении, но само сравнение не вполне правомерно, поскольку структура и смысл этих двух типов проектов неравнозначны. Кто-то считает правильным вкладывать миллионы в стейблкоины и ссужать их за проценты, но инвестировать миллионы в игру Axie Infinity — это пока нонсенс или, по крайней мере, нечастое явление, которое, вероятно, останется таковым и в ближайшее время.
Если взглянуть на объём транзакций, то децентрализованные платформы здесь тоже впереди. Так, в секторе блокчейн-игр осуществляется около 100 млн транзакций в день. Для сравнения, по данным сервиса Dappradar, Raydium (автоматический маркет-мейкер на блокчейне Solana) на момент написания статьи обработал более 800 млн транзакций за сутки. Кроме того, не похоже, что эта ситуация в ближайшее время изменится. Всё потому, что объём транзакций в секторе блокчейн-игр совершенно не вырос с августа 2021 года. Конечно, были моменты с объёмом суточных операций до 350 млн долл. США, но это лишь временные явления.
Статистика по блокчейн-играм (скриншот из сервиса Dappradar)
Однако статистика не учитывает одну немаловажную деталь, а именно продажи невзаимозаменяемых токенов. В настоящий момент наблюдается значительный рост последних, и многие из них связаны именно с играми. Достаточно взглянуть на компанию «Gala Games», которая систематически продаёт огромное количество внутриигровых токенов. Одна часть этих транзакций совершается на внутреннем рынке, другая — на сторонних торговых площадках, вроде OpenSea.
Трудно оценить, какая доля всех продаж невзаимозаменяемых токенов связана именно с играми, но можно предположить, что если ежемесячный объём продаж на платформе OpenSea составляет миллиарды долларов, то по крайней мере несколько сотен миллионов из них должны быть связаны с играми. Объём продаж невзаимозаменяемых токенов одной только игры The Sandbox за последний месяц уже составляет 24 000 ETH, а это 5–10 млн долл. США в зависимости от курса.
Таким образом, очевидно, что децентрализованные платформы несравнимы с блокчейн-играми с финансовой точки зрения, но что насчёт будущего? Давайте взглянем на традиционные банки. Годовой доход розничных банков оценивается в 2,3 трлн долл. США, и даже если допустить, что децентрализованные платформы смогут превзойти этот показатель, для некоторых блокчейн-игр это, по-видимому, будет непосильной задачей. Однако, как уже отмечалось, представляется невероятным, чтобы системообразующие компании, контролирующие мировые финансовые рынки, в ближайшие годы полностью уступили свои позиции смарт-контрактам.
Блокчейн-игры, напротив, могут похвастаться невероятным потенциалом, и текущие связанные с ними тенденции выглядят весьма позитивно. Так, отчёт фонда «Grayscale», посвящённый метавселенным, прогнозирует будущую прибыль этого сектора до 1 трлн долл. США. Пока нельзя с уверенностью сказать, как именно будет развиваться эта отрасль, но, принимая во внимание все факторы, можно утверждать, что, хотя блокчейн-играм ещё далеко до того, чтобы побить децентрализованные платформы по финансовым показателям, это не является невозможным.
Что из них популярнее
Хотя децентрализованные платформы, возможно, и выигрывают по финансовым показателям, популярность — это совсем другая история. Простое знакомство с новостями позволяет понять, что успех в данный момент явно на стороне блокчейн-игр. Так, постоянно появляются новые материалы о росте этого сектора и усилении позиций невзаимозаменяемых токенов, в то время как статьи, посвящённые децентрализованным платформам, за последний год лишь фиксируют некую стагнацию. Так что блокчейн-игры представляют собой новый восходящий тренд, о чём свидетельствует рост числа их пользователей.
Согласно статье агентства «Bloomberg» от 7 декабря 2021 года, блокчейн-игры уже превзошли децентрализованные финансовые сервисы по уровню популярности среди пользователей. В качестве источника агентство использовало сервис Dappradar, поэтому имеет смысл поступить так же и взглянуть на их последний отчёт от 13 января. Согласно ему, на игры сейчас приходится 52,4% всей активности пользователей децентрализованных приложений, в то время как аналогичный показатель платформ составляет лишь 34,7%.
Ещё одна любопытная тенденция, которую можно почерпнуть из отчёта, заключается в том, что децентрализованные финансовые сервисы подчиняются глобальной макроэкономической тенденции снижения пользовательской активности. Внутриигровая же активность, напротив, похоже, не затронута падением цен ни на криптовалюту, ни на акции и просто продолжает расти. В этом и состоит одна из прелестей блокчейн-игр — они не служат инструментом финансовой элиты для зарабатывания денег, а просто являются способом для обычных любителей игр улучшить игровой процесс за счёт владения активами и возможности зарабатывать.
На этом графике виден рост блокчейн-игр на фоне неудач всех остальных секторов финансового рынка (скриншот из сервиса Dappradar)
Снова обратившись к сервису Dappradar, можно обнаружить, что за последние семь дней у блокчейн-игр в самом деле было больше пользователей, чем у децентрализованных платформ. Абсолютное доминирование первых обнаружится со всей ясностью, если исключить из статистики площадку PancakeSwap. Это так, потому что по результатам последних 30 дней победа всё же осталась за платформами, но в первую очередь именно благодаря огромной пользовательской активности на PancakeSwap. Однако рассматриваемая статистика всё же несколько однобока, поэтому давайте привлечём дополнительную.
По данным сервиса Dune Analytics, общее число пользователей децентрализованных финансовых сервисов составляет чуть более 4 миллионов. Примерно столько же у блокчейн-игр, но давайте рассмотрим одну только Axie Infinity. 14 ноября 2021 года в официальном сообщении в твиттере было отмечено, что более миллиона уникальных адресов кошельков взаимодействовало с сайдчейном Ethereum для игры Axie Infinity под названием Ronin. Эта суточная статистика одной лишь игры с очевидностью демонстрирует популярность и потенциал блокчейн-игр.
Последнее, на чём следует остановиться — это потенциал обоих типов проектов на фоне их традиционных аналогов. В настоящее время децентрализованные финансовые сервисы используются для привлечения вашего капитала с целью получения дополнительного дохода, что само по себе ограничивает количество потенциальных пользователей. Верно то, что многие люди пользуются услугами банков и совершают вклады несмотря на ограниченные объёмы своих сбережений. Однако порог инвестиций на децентрализованных платформах на данный момент всё же довольно высок.
Нет особого смысла ссужать 1000 долл. США в стейблкоинах USDC и идти на все риски ради максимального годового дохода в размере 100 долларов. Прелесть же блокчейн-игр состоит в том, что они доступны для всех. Многие из них требуют первоначальных взносов в невзаимозаменяемых токенах, но всё это решаемо благодаря системе стипендий и других механизмов. По данным сервиса Statista, в мире насчитывается более 3,2 млрд геймеров. Это огромный рынок, потенциальный объём которого весьма впечатляет.
Что из них динамичнее развивается
Если мы сравним традиционные аналоги блокчейн-игр и децентрализованных финансовых сервисов в аспекте динамики их развития и количества выпускаемых продуктов, то придём к обоснованному выводу о том, что общее количество выпускаемых игр больше, чем финансовых приложений. Всё потому, что создать игру легче, поскольку здесь отсутствуют правила или ограничения, сдерживающие творческий процесс.
Достаточно лишь взглянуть на игры, вышедшие всего пару лет назад, чтобы убедиться, каких огромных успехов индустрия достигла с тех пор. Улучшилась не только графика, но и все остальные компоненты — и не в последнюю очередь благодаря пользователям. В самом деле, если соответствующий рынок охватывает более 3,2 млрд человек, неудивительно, что разработчики спешат создать очередной хит. И хотя справедливо и то, что существует огромный рынок финансовых продуктов, обслуживать их пользователей намного сложнее из-за множества нормативных актов и законов.
Как видим, доходы всей игровой индустрии стремительно растут (скриншот из сервиса Statista)
Креативность в игровой индустрии — это тот фактор, который Джейсон Бринкс, лицо компании «Gala Games», особо затронул в своём интервью. Он отметил, что присоединился к игровой компании, потому что усмотрел в этой индустрии огромный потенциал как для творчества, так и роста. Самое забавное, что он сделал это отстаивая филантропические идеи.
Благотворительность и видеоигры плохо сочетаются в общественном сознании, но достаточно взглянуть на Axie Infinity. Так, филиппинцы, потерявшие работу из-за затянувшейся пандемии, получили возможность получать доход, просто играя в эту игру. И это зачастую был не прожиточный минимум, а значительно большая сумма, чем средний размер заработной платы на Филиппинах.
И, наконец, вот некоторые статистические данные, подтверждающие приведённые выше утверждения. Несколько недель назад сервис Coindesk сообщил о росте сектора блокчейн-игр. На тот момент насчитывалось 400 активных блокчейн-игр из в общей сложности почти 1200 игр, включая временно неактивные в течение последних суток. Возможно, это не так уж и много, но важно понимать, что блокчейн-игры появились совсем недавно. Их готовый рост также оказался значительным — 91%.
Ещё одним фактором, на который следует обратить внимание, является то, что в прошлом году блокчейн-игры привлекли совокупный венчурный капитал в размере 4 млрд долл. США, что весьма солидная цифра.
Читайте также PancakeSwap.Finance (ПанкейкСвап) – Обзор Биржи 2022
Децентрализованные блокчейн-игры
Хотя об этом уже неоднократно упоминалось, следует ещё раз подчеркнуть: провести грань между двумя рассматриваемыми типами проектов сложно. Но и особой необходимости в этом нет. Они оба представляют собой замечательные варианты применения технологии блокчейна, и, объединив их, у нас будет возможность насладиться преимуществами обоих. Так, было бы неплохо иметь возможность стейкировать свои внутриигровые активы за дополнительное вознаграждение, а затем купить на него несколько невзаимозаменяемых токенов.
Затем можно было бы ссудить их, чтобы получить какую-нибудь другую валюту. Или одолжить какой-нибудь редкий невзаимозаменяемый токен на время, пока не будешь играть. Возможности в этом отношении безграничны.
Axie Infinity может похвастаться широким функционалом — вся игровая экосистема с системой стипендий и всем остальным об этом красноречиво свидетельствует (скриншот страницы веб-сайта Arcadarena)
Подобное сочетание может иметь огромное значение для индустрии криптовалют. Во-первых, игры понятны многим людям, и это может повернуть широкие массы лицом к криптовалюте и блокчейну. А если в игры будут встроены функции децентрализованных финансовых сервисов, последние тоже получат возможность извлечь выгоду из этого процесса. В результате мы увидим огромный прирост людей, интересующихся криптовалютой и использующих её, что можно будет только приветствовать.
Заключение
Сектор блокчейн-игр огромен, и в перспективе будет только расти. Однако напоследок следует затронуть несколько моментов. Не так давно сервис Coindesk опубликовал статью, основной смысл которой сводился к тому, что разработчики традиционных игр ненавидят криптовалюту вообще и невзаимозаменяемые токены в частности. Кто-то скажет, что это может существенно ограничить рост индустрии блокчейн-игр, но с этим можно поспорить.
На деле геймерам нравится владеть невзаимозаменяемыми токенами и возможность зарабатывать на криптовалюте. Если появится достаточный спрос, кто-то обязательно будет стремиться его удовлетворить, так как на этом можно заработать большие деньги. Так что 3,2 млрд геймеров, приветствующие эти функции, в конечном итоге получат их.
Ещё одна вещь, о которой не было сказано — это доходность компаний, нацеленных на инвестиции в блокчейн-игры. Популярные биржи, вроде Binance и Crypto.com, обнародовали объёмы капиталовложений, которые будут полностью или частично направлены на финансирование подобных проектов.
Кроме того, «Solana Ventures», «Galaxy Interactive», «Gala Games» и многие другие компании сами предоставили подобные сведения. Эти объёмы начинаются от 100 млн долл. США; 500 млн долларов в данном случае представляются верхней планкой. Фактический же рекорд установила компания «Animoca Brands», собравшая в общей сложности 360 млн долларов при оценке в 5 млрд долларов.
Рассмотренные факты и статистика дают каждому пищу для размышлений о будущем блокчейн-игр. Нельзя отрицать, что во многих отношениях оно выглядит потрясающе — настолько, что этому сектору даже удалось обойти децентрализованные платформы по числу пользователей. Трудно сказать, победит ли он их в финансовом отношении, но возможность этого очевидна. В заключение хотелось бы порекомендовать вам ознакомиться со статьёй