DiDi после IPO: что дальше ждёт “китайский Uber”

Последнее обновление —
Андрей Бондаренко - редактор статьи
Николай Заваров - автор статьи
Николай Заваров, Андрей Бондаренко
Автор, Редактор

Компания DiDi Chuxing (сокращённо DiDi) провела одно из самых ожидаемых первичных публичных размещений акций (IPO) 2021 года. Это китайская фирма, наиболее известная своим сервисом “ride-hailing“, которая также предлагает платформу для каршеринга.

Компания ориентирована на Китай и получает 93,4% от общего объёма продаж на своём внутреннем рынке.

У DiDi примерно 4 000 точек в шестнадцати странах. Кроме того, она имеет и другие подразделения, за которыми инвесторам стоит внимательно следить в ближайшие годы.

В конце июня акции компании DiDi начали торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже. Через несколько дней китайские власти обвинили DiDi в нарушении законов о сборе и использовании личной информации. В этой статье мы кратко расскажем о бизнес-модели и перспективах компании DiDi Chuxing после IPO.

DiDi

DiDi Chuxing – это китайская компания, предлагающая транспортные услуги с использованием специального приложения.

Дата основанияИюнь 2012 года
Выход на биржу30 июня 2021 года
Торгуется под тикеромNYSE (DIDI)
ОсновательЧэн Вэй
Штаб-квартираПекин, Китай

Бизнес-модель DiDi: больше, чем просто очередная копия Uber

Из-за того, что DiDi специализируется на услугах такси и каршеринга, её иногда называют “китайский Uber“. Но бизнес-модель DiDi Chuxing гораздо сложнее, чем у американского конкурента.

Компания DiDi была основана Чэном Вэем, который продолжает исполнять обязанности её генерального директора. Основная миссия компании, заключающаяся в том, чтобы соединять водителей и людей, которым нужно куда-то ехать, с годами претерпела изменения.

Сегодня её бизнес-модель разделена на четыре направления

  1. Совместные поездки: это основной бизнес из области связи потребителей с водителями.
  2. Автомобильные решения: это подразделение включает в себя лизинг, заправку, техническое обслуживание и ремонт. Его услуги помогают водителям снизить затраты и одновременно повышают узнаваемость бренда.
  3. Электрическая мобильность: в пересчёте на километр пробега электромобили дешевле в эксплуатации и представляют устойчивое решение для транспортной отрасли. В дополнение к запуску собственного электромобиля, разработанного специально для каршеринга, DiDi строит общенациональную сеть зарядки и вспомогательную инфраструктуру.
  4. Автономное вождение: руководство DiDi считает, что технология автономного вождения делает транспорт более безопасным, дешёвым и эффективным. Компания считает себя лидером в разработке технологий автономного вождения.

Бизнес-модель DIDI

Совместные поездкиАвтомобильные решенияЭлектрическая мобильностьАвтономное вождение

DiDi – факты и цифры

Акции DiDi Global начали торговаться на общедоступной бирже 30 июня 2021 года. Мы рассмотрели поданное компанией заявление S-1 – документ, который все компании должны предоставить общественности перед IPO. В нём можно найти множество фактов и цифр, которые помогают инвесторам определить оценку DiDi.

Что касается показателей, то только в Китае за год, закончившийся 31 марта 2021 года, услуги DiDi, связанные с каршерингом, такси, личным водителем, попутчиками и другими формами мобильности привлекли 377 млн активных пользователей и 13 млн активных водителей. В конце первого квартала 2021 года у компании было 156 млн активных пользователей приложения в среднем за месяц.

Количество транзакций в среднем за день за пределами Китая составило 4,6 млн в первом квартале 2021 года, при том что за аналогичный период 2019 года было 1,8 млн.

Подразделение автомобильных решений компании сотрудничает с лизинговыми компаниями и финансовыми учреждениями. Руководство DiDi приводит данные Китайской инвестиционной корпорации (CIC), согласно которым компания управляет крупнейшей сетью автолизинга в Китае, насчитывающей более 600 000 автомобилей.

Что касается подразделения электромобилей, DiDi заявляет, что её сеть зарядки электромобилей является крупнейшей в Китае, занимая долю рынка более 30%. На долю принадлежащих компании электромобилей приходится около 38% всего пробега электромобилей в Китае.

Наконец, DiDi разрабатывает технологии автономного вождения четвёртого уровня. Четвёртый уровень (“отключение сознания“) – это полностью автономные автомобили, где не требуется никакого внимания водителя, и он может даже заснуть. Следующий уровень (пятый) – это будут полностью роботизированные машины с опциональным рулём.

Общий доход компании за 2018 год составил 135,288 млрд юаней, а в следующем году он увеличился до 154,786 млрд юаней. Выручка в 2020 году пострадала от пандемии Covid-19 и упала до 141,7 млрд юаней (21,6 млрд долларов США).

490 млнактивных пользователей в год
13 млнактивных водителей в год
156 млнактивных пользователей в среднем за месяц
4,6 млнтранзакций в среднем за день за пределами Китая
600 000транспортных средств в сети лизинга в Китае

Детали IPO DiDi

В рамках процесса IPO компания успешно привлекла 4,4 млрд долларов, продав 316,8 млн американских депозитарных акций (ADS). Стоимость акций DiDi составляла 14$. При этом изначально компания планировала продать 288 млн акций.

Информация об IPO предполагала оценку в размере около 73 млрд долларов на полностью разводнённой основе и 67,5 млрд долларов на неразводнённой основе. Хотя это, безусловно, крупное и заслуживающее внимания предложение, компания рассчитывала на оценку в 100 млрд долларов.

Относительно низкая оценка может быть объяснена двумя основными факторами. Во-первых, повлияли опасения инвесторов, связанные с вероятностью проблем с властями в Пекине. Второй фактор является более общим – он связан с нестабильной средой IPO.

Акции начали торговаться 30 июня 2021 года по цене 16,65$, что подразумевает прирост около 19% по сравнению с ценой предложения. Но акции DiDi не смогли удержать рост, и день был закрыт на отметке 14,14$, со снижением примерно на 1%.

DiDi – акции после IPO: проблемы с регуляторами

В пятницу, 2 июля, акции DiDi оказались под давлением после того как Администрация киберпространства Китая (Cyberspace Administration of China, CAC) заявила, что компании запрещено регистрировать новых пользователей из-за расследования, связанного с национальной безопасностью и общественными интересами.

В пятницу никаких подробностей не было опубликовано, в выходные инвесторы получили некоторую ясность. В следующее воскресенье китайское правительственное агентство распорядилось удалить приложение DiDi из китайских магазинов приложений.

Правительство заявляет о “достоверных жалобах“, которые свидетельствуют о том, что DiDi серьёзно нарушила законы и правила, связанные со сбором и использованием личной информации.

Как это повлияет на прогноз цены акций DiDi, пока не ясно. С одной стороны, контроль со стороны регулирующих органов из Пекина является серьёзным риском для компании. С другой стороны, вполне возможно, что этот риск будет устранён в ближайшие недели.

Как инвестировать в акции DiDi Chuxing сейчас

Если вы не готовы купить акции DiDi, можете рассмотреть возможность торговли ими с помощью контрактов на разницу (CFD) на торговых платформах. Вместо того чтобы приобретать акции напрямую, вы покупаете производный продукт, который позволяет спекулировать на увеличении или уменьшении стоимости базового актива, в данном случае акций DiDi.

Проще говоря, если вы верите, что акции DiDi будут расти, можете открыть длинную позицию с использованием CFD. Если вы считаете, что она будет снижаться, можете открыть короткую позицию.

Инвестирование в CFD также даёт возможность использования кредитного плеча. То есть, вы можете получить больше акций DiDi с меньшим начальным капиталом. Обратите внимание, что кредитное плечо может увеличить не только прибыль, но и убытки.

CFD на основе акций DiDi Global Inc – DIDI

Читайте также IPO Bright Health Group: стоит ли вкладывать деньги в эту платформу здравоохранения

Часто задаваемые вопросы

Является ли DiDi Chuxing прибыльной

Чистый убыток DiDi в 2018, 2019 и 2020 годах составил 15,0 млрд юаней, 9,7 млрд юаней и 10,6 млрд юаней, соответственно. Однако в первом квартале 2021 года компания улучшила свои показатели, получив чистую прибыль в размере 5,5 млрд юаней. По состоянию на конец марта 2021 года она является прибыльной.

Кто является владельцем DiDi

Крупнейшим держателем акций Didi является японский SoftBank с долей в 21,5%, за ним следует Uber (12,8%) и китайский транснациональный технологический конгломерат Tencent (6,8%). Многие инвесторы ошибочно ассоциируют DiDi с китайским гигантом Alibaba.

Это не так, поскольку между ними нет никаких связей по части собственности. Единственная связь заключается в том, что основатель компании Чэн Вэй в прошлом был сотрудником Alibaba.

Сколько стоит Didi

Вы можете купить акции DiDi Chuxing на открытой бирже по цене около 14$, что подразумевает оценку в размере около 70 млрд долларов – примерно на 20 млрд ниже, чем у Uber. Однако бизнес DiDi более чем на 90% привязан к Китаю, где средний доход от одной поездки значительно меньше, чем на западных рынках, где работает Uber.

0 комментариев

Читайте дальше: